Откровение - 2000 Пятая книга Моисея: Второзаконие |
Архив |
|
Сорокового года, одиннадцатого
месяца, в первый день месяца говорил Моисей всем сынам Израилевым все,
что заповедал ему Господь о них. (Втор., 1, 3) И проходил народ Израиля мимо братьев своих, потомков Исава, мимо Моава
и других народов. После этого народ Израиля прошел земли Аммонитян, владение сынов Лотовых, и пришли в пределы Аморреев. И сказал Господь Моисею: «Вот, Я начинаю предавать тебе Сигона, царя Есевонского, Аморреянина и землю его; начинай овладевать землею его»; (Втор., 2, 24) И предал Господь Сигона и «сынов его, и весь народ его», и все земли
Аморреев в руки народа Израиля, а затем в руки народа Израиля предал и
Ога, царя Васанского. И сказал Моисей Иисусу, сыну Навина: «Что сделал
Господь с этими двумя царями, то же Он сделает и с другими царствами,
которые отдаст народу Израиля». Вот, Я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь,
Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтобы
овладеть ею; итак, храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и
разум ваш пред глазами народов, … . (Втор., 4, 5-6) И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях; (Втор., 4, 12-13) Первым, что объявляет Господь народу Израиля, являются десять заповедей. Эти заповеди Господь Сам объявляет всему народу, собравшемуся у подножия горы. Моисей еще раз повторяет людям об отсутствии образа Божьего, потому что знает эту коварную слабость человека, свойственную не только идолопоклонникам, создавать и поклоняться какому либо образу божества. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, … . (Втор., 4, 15-16) Моисей, в который раз, говорит о том, что поклонение любому образу является отступлением от завета, подрывает связь народа Израиля с Богом. Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами
нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все
живы. Моисей говорит о том, что Господь заключил завет не только с каждым отдельным человеком, но и с народом Израиля как целым, и это целое остается и живет, и помнит независимо от того, умирают ли одни люди и рождаются ли другие, не знающие предшествующих событий. И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: «Слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор., 5, 28-29) Господь говорит о том, что когда человек впадает в грех, всегда существует
надежда на последнее средство, которое должно быть в душе человеческой:
страх перед Господом, Богом твоим. Страх перед Господом является лекарством,
которое может вылечить грешную душу. Для грешника Господь – Владыка твой,
если же ты пойдешь навстречу к нему, Он станет Учителем твоим и поведет
по жизни тебя, и в познании Господа тебе откроется Слава и Величие Его. Это главный принцип отношений с Господом, основной критерий правильного Пути Возвращения: при увеличении духовной близости к Господу человек, со все более возрастающей силой, ощущает Его единство. И наоборот, если для тебя Образ Божий распадается на несколько образов, и ты начинаешь наделять их присущими Господу свойствами, то должен осознать, что путь твой ошибочен и уводит тебя прочь от Бога твоего. Необходимо заметить, что если исчисление народа Израиля производится только по повелению Господа и особым образом, то с именем Господа употребляется только слово един, но, ни в коем случае, не «один». Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, … (Втор., 7, 1) Как уже отмечалось, число семь, как число дней Творения, в Священном Писании является неким периодом, знаменующим обретение очень хороших, или очень плохих свойств. Поэтому данные семь народов, о которых Господь говорил еще Аврааму, в своей духовной деградации дошли до самых низменных языческих культов с человеческими жертвоприношениями и были приговорены частично к уничтожению, частично к изгнанию. Моисей передает народу повеление Божие не вступать с этими народами ни в союз, ни в родство, чтобы народу Израилеву не погибнуть. Когда народ придет в новую землю, то ее необходимо очистить: разрушить жертвенники, уничтожить столбы и вырубить священные рощи, сжечь истуканов. И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе; (Втор., 7, 12-13) Слушать – значит принимать, хранить – означает помнить и ничего не прибавлять
и ничего не убавлять, исполнять – следовать и руководствоваться ими в
жизни. Далее раскрывается, что означает «хранить завет и милость к тебе».
В этом благословении очень четко показана иерархия ценностей в отношении
Бога к человеку, и отсюда видно, что нет выше отношений, чем отношения
любви Господа к человеку и человека к Господу. Но эти отношения складываются,
когда люди слушают, хранят и исполняют законы, данные Господом, с искренним
желанием и открытым сердцем. Тогда Господь благословит тебя во всех делах
твоих, даст тебе множество потомков и благословит их. После благословения
детей благословляются плоды земли, так как растительный мир стоит выше
животного, а из плодов земли выделяется хлеб, вино и елей, то, что вносится
в Святое. И заканчивается все благословением даров животного мира: приплода
крупного скота и овец. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне,
вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что
в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя,
томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали
отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким
словом, исходящим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала
на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем,
что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Господь кормил и поил народ Израиля, сохранял его здоровье и одежду. И вот наступает время для народа взять землю, которую Господь обещал их предкам: Аврааму, Исааку и Иакову, ибо «мера беззаконий» народов, живущих там, исполнилась. Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею доброю землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие и беззакония народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; (Втор., 9, 4-5) Моисей предупреждает, что народ Израиля ничем не заслужил этой земли,
чтобы не возгордились они в будущем, ибо здесь не заслуга народа Израиля,
а вина народов, населявших эту землю. Народ же Израиля – народ «жестоковыйный»,
который все время выступал против Господа, начиная с исхода из Египта,
и много раз Господь хотел его истребить. Обратим внимание на то, что народ
Израиля создавался для того, чтобы пронести Истину в будущее, а вовсе
не для того, чтобы наказать языческие народы, дошедшие до человеческих
жертвоприношений. Поэтому обращение Господа к Моисею об уничтожении этого
непокорного народа и создании от Моисея нового, более сильного народа,
говорит о том, что с точки зрения возлагаемой на народ Израиля миссии,
несколько веков не имеют значения. И на Аарона весьма прогневался Господь и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время. (Втор. 9, 20) В другой раз народ не поверил Господу и отказался идти брать землю, которую Господь дает в наследие, и Моисею пришлось снова молить Господа простить народ, и обречен он был бродить по пустыне долгие годы. Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы ты соблюдал заповеди Господа, Бога твоего, и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. (Втор., 10, 12-13) Господь создал народ Израиля для служения, которое Он поручает ему, но отношение Господа к Своему народу зависит от преданности народа Израиля, верности его всем повелениям Господним. Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь
жестоковыйны; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог
великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,
Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и
одежду. (Втор., 10, 16-18) Моисей снова повторяет необходимое условие для жизни и процветания народа, четко сохраняя порядок повелений Господа – от человека к Господу: соблюдение постановлений, законов и заповедей. Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед Богов иных, которых вы не знаете. (Втор., 11, 26-28) Когда народ Израиля будет входить в новые земли, с двух гор,
по пути их прохождения, будут произноситься благословения и проклятия,
чтобы народ запомнил их и выбрал для себя пути Господни, и не пали на
него проклятия за то, что он отвернулся от Господа, Бога своего. Народ
Израиля пойдет на запад, По пути следования, в новой земле, народу будут
встречаться много мест, где местные народы занимались идолопоклонством. Когда народ войдет в новую землю, то он займет обширную территорию, но и в этом случае, также как и во время хождения в пустыне, Господь изберет единственное место, где будет пребывать имя Его. Только на этом месте должны будут люди поклоняться Господу и приносить Ему жертвы, дары и обеты. По повелению Господа, Моисей требует от народа уничтожить все места поклонения идолопоклонников, разрушить их жертвенники, сокрушить столбы и сжечь рощи, в которых они поклонялись, уничтожить истуканов. Земля должна быть очищена, и даже прошлое этих мест должно быть стерто в памяти народа Израиля. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, Бог твой, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе сегодня. (Втор., 12, 13-14) Далее Моисей дает повеления Господа о десятине и жертвах, предупреждает
о соблазне идолопоклонства в новой земле и наказаниях за отход от Господа
и поклонении другим богам. Особое внимание Моисей обращает на то, чтобы
справедливость и милосердие не были забыты народом, чтобы соблюдалось
повеление Господа о прощении долгов и отпущении евреев, ставших рабами,
в седьмой год. Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить моим именем, с того Я взыщу; (Втор. 18, 18-19) Здесь Господь единственный раз говорит о том, что создаст людям пророка,
такого как Моисей, то есть этот пророк будет человеком, и он выполнит
такую же миссию: откроет путь людям на новую духовную ступень. Совершенно
ясно, что эти слова Господа относятся к Иисусу Христу. Господу сказал ты ныне, что он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; (Втор., 26, 17) Здесь раскрывается смысл Завета с Богом. Народ Израиля, заключив соглашение
с Господом, обязуется следовать Его Учению, хранить это Учение, представленное
постановлениями, законами и заповедями и слушать глас Его, который передается
народу через Моисея, священников или, в будущем, через пророков. Если ты, когда перейдете за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, … (Втор., 28, 1) То есть, в будущем, когда духовное состояние народа достигнет такой высоты,
что люди будут руководствоваться внутренним нравственным законом, в основе
которого будут лежать заповеди и глас Господа Бога, надобность в постановлениях
и законах отпадет. Глас Господа Бога здесь понимается в двух смыслах:
слово Господа через пророков, и непосредственное духовное восприятие отношения
Господа к делам и словам человека. И последними словами проклятий, несущихся с горы Гевал, были: Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего, и не будет поступать по ним! (Втор., 27, 26) Если же народ Израиля будет следовать путями Господа своего и, войдя
в новую землю, будет исполнять постановления, законы и заповеди Его, то
Господь поставит его выше всех народов земли и придут на него все благословения:
во всяком месте и во всяком деле, благословен будет перед всеми народами
в изобилии и плодах земли, в силе перед врагами твоими и во власти над
народами. И сказал Господь Моисею: «Вот дни твои приблизились к смерти;
призови Иисуса, и станьте у входа Скинии Собрания, и Я дам ему наставления.
И пришел Моисей и Иисус, и стали у входа Скинии Собрания. И сказал Господь
Моисею: «Вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить
вслед чужих Богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и
нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев мой на
него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице мое от них, и он истреблен
будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день:
«Не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа Бога моего среди
меня?» и Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые
он сделает, обратившись к иным богам. Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим Ковчег Завета Господня: «Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную Ковчега Завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; (Втор., 31, 24-26) Пройдет время, и развратятся сыны Израилевы в новой земле, которую дал им Господь, и пойдут вслед иных богов. Тогда пренебрежет Господь ими, и обрушится гнев Его на них: Видите ныне, видите, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я подъемлю к небесам руку Мою и клянусь десницею Моею и говорю: «Живу Я вовек!» (Втор., 32, 39-40) И сказал Моисей народу Израиля: Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня,
и завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона
сего, ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое
время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтобы овладеть
ею. И вот благословил Моисей народ свой, благословил по коленам его от Рувима до Асира. Вот начало его благословения: Он сказал: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона». (Втор., 33, 2) Перед своей смертью Моисей говорит слова, предназначенные не только народу
Израиля, но всему человечеству. Господь впервые открылся людям на горе
Синай, где дал заповеди, законы и постановления народу Израиля. Второй
этап Возвращения был связан с именем Иисуса Христа, когда Господь открыл
путь на новый духовный уровень не только израильтянам, но и язычникам,
символом которых был Исав, проживавший на горе Сеир, брат Иакова. Возвращение
язычников к Господу было провозглашено в книге Бытия за полторы тысячи
лет до прихода Иисуса Христа. Затем Моисей провозгласил приобщение к единому
Богу потомков Измаила, проживавших в пустыне Фаран. Вот три стада, которые
ожидали Иакова у колодца, когда он шел к Лавану.
|
|
На Главную | |||
Первоевангелие | |||
|
|||
Христианство | |||
Аннотация | |||
Обращение | |||
О Себе | |||